Знать основы литературного мастерства необходимо не только тому, кто стремится связать свою судьбу с художественным творчеством, но и в первую очередь тому, кто хочет научиться правильно выражать свои мысли и серьезно усовершенствовать навыки письменной речи.

Курс ставит своей целью показать слушателям ряд особенностей и приемов писательского мастерства, которые демонстрируют в своих текстах классики зарубежной и русской литературы XIX и XX века. В рамках курса будут рассмотрены произведения великих мастеров, изменивших представление читателей о таких жанрах, как сказка, новелла и роман: Оскара Уайльда, Генри Джеймса, Амброза Бирса, Шервуда Андерсона, Уильяма Фолкнера, Джерома Д. Сэлинджера, Джона Апдайка и др.

Как выбрать стиль?

Как выстроить оригинальную композицию?

Как описать предмет? 
Как превратить повседневность в миф? 
Как заинтриговать читателя? 
Как следует писать, если тебе не пишется?
Курс поможет начинающему автору сориентироваться в арсенале приемов, научиться их заимствовать и правильно использовать.



Программа курса

Лекция 2

Проблемы стиля

Чтение: Оскар Уайльд «Счастливый принц», «Соловей и роза».

Лекцию ведёт:

Лекция 4

Герой и сюжет

Чтение: Амброз Бирс «Случай на мосту через Совиный ручей», «Чикамога».

Лекцию ведёт:

Лекция 5

Выбор персонажа и выбор жанра. Нарушение коммуникации.

Чтение: А.П. Чехов «Враги», Генри Джеймс «Письма Асперна».

Лекцию ведёт:

Лекция 6

Игры с композицией

Чтение: Шервуд Андерсон, рассказы из сборника «Уайнсбург, Огайо» («Книга о гротескных людях», «Руки», «Шарики из бумаги»)

Лекцию ведёт:

Лекция 7

Как работать с читателем

Чтение: Уильям Фолкнер «Шум и ярость»

Лекцию ведёт:

Лекция 9

Как надо работать с читателем?

Чтение: Джером Сэлинджер «Хорошо ловится рыбка-бананка»

Лекцию ведёт:

Лекция 10

Что такое «эффект реальности»? Как описать предмет?

Чтение: Джером Сэлинджер «Лапа-растяпа», «Перед самой войной с эскимосами».

Лекцию ведёт:

Лекция 12

Как работать с чужим материалом? Роман и миф

Чтение: Джеймс Джойс «Улисс» (глава «Лотофаги»).

Лекцию ведёт:

Лекция 13

Как работать с чужим материалом. Проблема цитаты

Чтение: Т.С.Элиот «Бесплодная Земля» (часть I, «Похороны мертвеца»)

Лекцию ведёт:

Лекция 14

Как написать текст о том, как пишется текст?

Чтение: Т.С.Элиот Бесплодная Земля (части II и III).

Лекцию ведёт:

Лекция 18

Вводная лекция

Что такое рассказ? Происхождение рассказа и его эволюция. Рассказ, новелла, сказка и миф. Героический миф и современная литература. (В. Я. Пропп и Джозеф Кэмпбелл.) Как писать, используя силу мифа.

Лекцию ведёт:

Лекция 19

Поиск идеи и темы

С чего начинать работу над рассказом. Тема рассказа и его идея. Определение Аристотеля. Формулы из сферы духовного. Какой должна быть хорошая идея.

Лекцию ведёт:

Лекция 20

Сюжет

Сюжет как способ существования фабулы. Проявление сюжета на аксиологическом уровне. Принцип A-B-C-D. Сюжет как способ спайки материала. Сюжет и развитие персонажей. Перипетии сюжета. Метод Станиславского в литературе: сквозное действие и сверхзадача.

Лекцию ведёт:

Лекция 21

Персонажи в рассказе

Что важнее — сюжет или персонаж? Принципы создания «живых» персонажей. Построение предсобытийного ряда. Три грани персонажа. Вектор персонажа. Персонажи инертные и страстные. Противоречивый характер и его особенности. Еще раз о динамике характера. Персонаж — автор рассказа.

Лекцию ведёт:

Лекция 22

Единство противоположностей

Виды персонажей и их особенности. Осевой характер как движущая сила рассказа. Все, что нужно знать о протагонисте и антагонисте. Принцип контрапункта. Закон единства противоположностей.

Лекцию ведёт:

Лекция 23

Конфликт в рассказе

Внутренний конфликт персонажа. Конфликт в эпизоде. Типы конфликта: статичный, скачкообразный, медленно развивающийся, предваряющий.
Принцип построения эпизода в рассказе. Первый эпизод и первое предложение. От завязки к кульминации. Усеченный эпизод. Принцип связки и конец эпизода в рассказе.

Лекцию ведёт:

Лекция 24

Диалог в рассказе

История диалога. Карамзин, Достоевский, Чехов, Хемингуэй. Диалог и развитие сюжета; диалог и персонаж; диалог и принцип конфликта. Переходы в диалоге. Прямой диалог и косвенный диалог. Значение реплики. Как работал над диалогом Михаил Булгаков.

Лекцию ведёт:

Лекция 25

Стиль

Определение стиля. Стиль и идея.Компоненты стиля: описание, деталь, метафора, вводка, диалог, ретроспекция, драматический пересказ, рассуждение, подтекст, ирония, самоирония, ритм, контрапункт. Мастерский стиль и его особенности.

Лекцию ведёт:

Лекция 26

Как закончить рассказ?

Конец эпизода. Кризис. Кульминация. Пропущенная кульминация. Завершающий конфликт. Три принципа развязки. Ошибки концовки. Последняя фраза в рассказе.

Лекцию ведёт:

Лекция 27

Редактирование

Что делать, когда работа закончена? Лев Толстой, Горький, Алексей Толстой, Замятин, Набоков о редактировании. Советы Пушкина. Чехов-редактор. Поиск нового слова. Сколько нужно править?

Лекцию ведёт:

Остались вопросы? Мы перезвоним


Курс завершился: 4 ноября 2015
Начало курса: 28 сентября. Занятия по понедельникам и средам

Стоимость для студентов — 23 800 руб.
Стоимость одной лекции  — 800 руб.

Если вы хотите узнать о ближайших событиях или организовать своё собственное, обращайтесь к нам по телефонам:

+7 911 029 59 09

Запишитесь на курс

Большинство наших курсов повторяются ежегодно. Оставьте свои контактные данные и мы вас проинформируем о том, когда будут известны подробности проведения.